Товкес И.Н. Гл. инженер завода "Изофлекс"


Современные материалы для гидроизоляции мостов


Фактор воздействия на гидроизоляционные материалы


Мосты являются сложными инженерными сооружениями, с длительным сроком эксплуатации, поэтому надежная гидроизоляция составляет один из важнейших элементов конструкции моста. Гидроизоляция мостов в процессе эксплуатации подвергается различным физико-химическим воздействиям, которые можно подразделить на механические, термические и химические.

Механические воздействия происходят за счет движения автотранспорта по проезжей части моста, а также за счет  обусловленных колебаниями температур линейных деформаций и прогиба под собственным весом.

Это означает, что используемые для гидроизоляции мембраны должны быть устойчивы к динамической нагрузке, которая может достигать значительных величин. Используемая в настоящее время наплавляемая битумно-полимерная мембрана устойчива к нагрузке до 10 МН/м², что при нагрузке на ось автомобиля до 12 т. не вызывает никаких проблем.

Термические воздействия можно разделить на кратковременные, суточные и годовые. При кратковременном воздействии (например, в случае града летом) колебания температур достигают 15 °С, суточные колебания температур (день-ночь) составляют около 20 °С и годовые )зима-лето) - до 80 °С.

Химические воздействия обнаруживаются в первую очередь применением соли, в качестве средства борьбы с обледенением. Сюда относят также воздействия за счет смазочных масел.


Методы гидроизоляции мостов.


В Западной Европе до второй мировой войны для гидроизоляции мостов использовали природный асфальт в комбинации со свинцовой фольгой и защитным слоем из бетона толщиной в 2 см. С 50-х годов начали применяться гидроизоляционные битумные материалы на базе окисленного битума, которые укладывали в два слоя. При этом в качестве верхнего слоя стали применять материалы ламинированные алюминиевой или стальной фольгой. Защитный слой приготовляли из бетона толщиной 4 см., однако он не был стоек к солям и в 60-е годы был вытеснен асфальтом. С началом производства битумно-полимерных мембран, с конца 70-х годов стала применяться и система с однослойной гидроизоляцией. В Западной Европе имеются многочисленные нормативные документы, описывающие технологию гидроизоляции мостов, например, в Германии: ZTV-BEL-B, ZTV-BEL-ST; в Австрии:

RVS 15.361 и т.д. в России вплоть до 90-х годов отсутствовали качественные материалы и мостостроители были вынуждены руководствоваться ВСН 32-81, который уже не отражал современных требований к гидроизоляционным материалам.

Для получения надежной гидроизоляции необходимо соблюдать ряд правил:

- используемые материалы должны иметь основу из полиэстера с развесом 190-250 г/м² и минимальную толщину 5 мм (при однослойной гидроизоляции);

- основание должно быть однородным, не иметь неровностей с высотой более 1,5 мм;

- прочность бетона должна составлять не менее 1,5 Н/мм² ;

- пред укладкой гидроизоляции бетон должен быть выдержан не менее 21 дня;

- поверхность бетона должна быть тщательно очищена с помощью распыления воды под давлением (до 300 атм) или с помощью сжатого воздуха ;

- обеспечения хорошей адгезии наносится грунтовка, предпочтительно на базе эпоксидных смол, что обеспечивает паронепроницаемость ;

- в случае значительной неоднородности поверхности необходимо осуществлять ее выравнивание с помощью составов на базе эпоксидных смол;

- укладка материала производится с помощью его подплавления пламенем газовых горелок;

- перед нанесением защитного слоя проводят контроль адгезии материала к основанию;

непроклеенные зоны или пузыри устраняют;

укладку и уплотнение асфальтобетона проводят с помощью гуммированных катков.

После пуска завода "Изофлекс" уже в 1995 г. на рынке появился высококачественный гидроизоляционный материал Изопласт ЭМП-5,5. Этот материал производится на полиэфирной основе с развесом 190 г/м² и с применением битума, модифицированным АПП (атактическим полипропиленом). Высокая теплостойкость, хорошая морозостойкость, устойчивость к старению, технологичность - все эти качества получили заслуженное одобрение специалистов в области гидроизоляции.

Однако, специалисты завода не стали останавливаться на достигнутом и в 1996 г. совместно с СоюзДорНИИ разработали и поставили на производство первый отечественный специализированный материал для гидроизоляции мостов с торговой маркой "Мостопласт", технические показатели которого остаются непревзойденными.

Мостопласт предназначен для устройства гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части и защитно-сцепляющего слоя на стальной ортотропной плите проезжей части мостовых сооружений, а также для гидроизоляции других сооружений.

Мостопласт может быть применен в районах строительства с минимальной температурой наиболее холодных суток ниже минус 40°С.

Высокое качество Мотопласта было отмечено мостостроителями в выступлениях на научно-практической конференции в г. Великий Новгород мостостроителями. О его по-пулярности говорит постоянно растущий спрос на этот материал и география его сбыта - от С.-Петербурга до Владивостока, от Мурманска до Сочи.

Почему Мостопласт выгодно отличается от других гидроизоляционных материалов?

При его производстве используются сырье и компоненты исключительно высокого и стабильного качества, такие как:

- битум ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез" ;

- в качестве основы - полиэфирный нетканый материал Spunbond с развесом 250 г/м²(!) ;

- в качестве модификатора битума - полиолефины типа Вестопласт фирмы "Хюльс".

Основа позволяет достичь высоких нагрузок при растяжении до разрыва (1000

 Н/5 см) и относительного удлинения при разрыве до 45 %. "Вестопласт" - продукт целенаправленного производства. Процесс его полимеризации является управляемым, что позволяет получить полимер с конкретно-заданными свойствами.

      Использование таких полимеров в качестве модификатора битума позволяет

 получить высокую температуру размягчения битумно-полимерной массы (> 150°С), теплостойкость выше 130 °С, что в свою очередь позволяет вести укладку горячего асфальта непосредственно на гидроизоляцию, выполненную из "Мостопласта".

Высокий показатель гибкости при отрицательной температуре на брусе R 10 мм (не выше минус 25°С) и хрупкости битумно-полимерного вяжущего не выше минус 32 °С позволяют достичь срока службы "Мостопласта" ок. 100 лет и применять его в районах с суровым резкоконтинентальным климатом и во всех остальных районах России. "Мостопласт" имеет высокие показатели по стойкости к статическому продавливанию и абсолютную водонепроницаемость.

Таблица 1

 

Основные характеристики битумно-полимерных

материалов завода "Изофлекс"

 

Характеристика Изопласт ЭМП-5,5 Мостопласт
Гибкость на холоде,°С (брус R10) -15 -25
Теплостойкость, °С 120 130
Разрывная нагрузка в продольном направлении, Н/5см > 800 > 1000
Водонепроницаемость абсолютная абсолютная
Водопоглощение, % < 1 < 1
Температура хрупкости битумно-полимерного вяжущего по Фраасу,°С, не выше - 25 -32

 

Преимущества АПП-модифицированных гидроизоляционных материалов.

 

В настоящее время на отечественном рынке гидроизоляции помимо надежно

зарекомендовавших себя в качестве гидроизоляции мостов АПП-модифицированных материалов завода "Изофлекс" стали появляться и СБС-модифицированные материалы.

В связи с тем, что мосты относятся к сооружениям, проектируемым на длительные сроки эксплуатации, важным вопросом является долговечность гидроизоляции, которая непосредственно влияет на долговечность и самого сооружения. В связи с этим, по заданию ООО "Организатор" (дирекция по реконструкции МКАД) в ЦНИИ Промзданий были проведены сравнительные ускоренные испытания на долговечность ряда материалов, используемых для гидроизоляции мостов .

Результаты испытаний показали потенциальный срок службы материалов на СБС-битуме 18-22,5 лет >Изопласт ЭМП-5,5 -  60 лет, Мостопласт - более 100 лет.

Одним из свойств, определяющих выбор материалов для гидроизоляции мостов является показатель их адгезии к бетону. И в этом случае, материалы, модифицированные АПП (Изопласт ЭМП-5,5) или АПАО (Мостопласт) имеют преимущество : 5,1 кгс/см² и 5,5 соответственно, тогда как для СБС-материалов этот показатель лежит в пределах 2,4-3,8 кгс/см².

 

Одним из существенных недостатков материалов, модифицированных СБС является их более низкая, по сравнению с АПП - материалами, теплостойкость. Это требует устройства дополнительной защитной стяжки, т.к. укладывать горячий асфальтобетон непосредственно на гидроизоляцию из СБС-материалов невозможно. Повышенная мягкость СБС-материалов не дает возможности передвижения по гидроизоляции техники, что также сильно усложняет работы.

Поскольку устройство защитной стяжки выполняется с использованием стальной арматуры, имеется повышенный риск возможности повреждения гидроизоляционного ковра. Кроме того, вода, просачивающаяся сквозь асфальтобетон вызывает коррозию арматуры, а при заморозках зимой - приводит к растрескиванию стяжки, в результате чего теряется сцепление ее с гидроизоляционным слоем.

Нужно заметить, что мостостроители в Западной Европе уже давно не используют защитную стяжку, а укладывают асфальтобетон непосредственно на одно- или двухслойную гидроизоляцию.

Причина, по которой защитный слой из бетона применяется до сих пор в отечественной практике вполне ясна - эта технология была ориентирована на применение старых гидроизоляционных материалов с низкой теплостойкостью, которые не допускали прямой укладки асфльтобетона на гидроизоляционный слой.

 

Некоторые примеры использования материалов "Изопласт ЭМП-5,5" и "Мостопласт".

Наиболее крупными потребителями материалов для гидроизоляции мостов являются Москва и С.-Петербург.

Мостопласт использовался также для гидроизоляции мостов в Новгороде Великом, Чите, Иркутске, Уральском регионе, Краснодарском крае, Красноярске, Хабаровске и др. городах Российской Федерации.

 

Резюме:


1. Гидроизоляционные материалы на базе АПП/АПАО-полимербитума отличаются

оптимальными для мостостроения характеристиками: повышенной теплостойкостью, высокой адгезией к бетону и металлу, долговечностью, простотой в укладке.

2. Гидроизоляционные материалы на базе СБС-битума ввиду меньшей теплостойкости требуют обязательного устройства защитной стяжки, что приводит к удорожанию работ и снижению надежности конструкции в целом, отличаются более низкими показателями адгезии и меньшим сроком эксплуатации.

3. Увеличивающийся объем использования гидроизоляционных материалов на базе

АПП/АПАО-полимербитума ("Изопласт ЭМП-5,5; Мостопласт) на 200 % в 2000 г. по отношению к 1998 г. и дальнейший рост их потребления в этом году позволяют заключить, что свой выбор мостостроители сделали в пользу этих материалов.

                                                                                                               
Новости

[14.10.2017] _______________

В 2017-2019 годах компания Nestle планирует инвестировать 10 млрд. руб. в расширение производственных мощностей своего предприятия в Калужской области. Подробнее...


[12.10.2017] _______________

В 2017 году руководством Проектно-сметного департамента ПАО «КАМАЗ» впервые было принято решение использовать для ремонта так называемые «вентилируемые» кровельные материалы®
Подробнее...



Отзывы клиентов
<
Купить пескобетон и кладочную смесь в Воронеже оптом
>